ГОРОД НЕ ДОПУСТИЛ МАСШТАБНОЙ КАТАСТРОФЫ Пульт управления по восстановлению теплоснабжения во Владимире находился в кабинете главы города


Коммунальная беда, парализовавшая треть города в результате двух аварий на магистральном трубопроводе, скорее всего, к сожалению, не случайность, а печальная закономерность. Если «нарыв» есть, рано или поздно его прорвёт.
Случившееся в конце января — это уже зримый для десятков тысяч горожан результат того, что не всё ладно в магистральном хозяйстве. Первый серьёзный «звонок» прозвенел в середине декабря прошлого года, когда произошёл сбой в работе Владимирской ТЭЦ, что привело к понижению температуры теплоносителя в магистрали. Для журналистов на ТЭЦ тогда провели пресс-конференцию, где сообщили, что это было локальное происшествие, которое быстро устранили.
Действительно, устранили его быстро, однако именно этот случай мог иметь для всего города не менее катастрофические последствия, чем январская авария. В 23 часа 17 декабря внутри ТЭЦ порвало паропровод. Огромное количество пара под давлением 180 атмосфер вырвалось в цех, пошла хлестать горячая вода, которая частично замочила и затопила электрооборудование в цехе. Остановились 5-й и 6-й генераторы. Резервный генератор № 2 на ТЭЦ запустить в работу не смогли. Резко упала температура теплоносителя в магистрали при минус 18 градусах на улице.
На ТЭЦ срочно прибыл глава города А.П. Рыбаков. Необходимо было как можно быстрее просушить замоченное оборудование, чтобы попытаться запустить остановленные генераторы. Однако на ТЭЦ не оказалось ни одной собственной тепловой пушки. В экстренном режиме, глубокой ночью, глава города обратился к руководителям городских предприятий (горводоканал — В.Е. Зеленин, комбинат «Тепличный» - А.Ф. Дубов, «Владкооперация» - Ю.Ю. Кузнецов, «Монострой» - О.А. Чижов и других) с просьбой о безотлагательной помощи. На электростанцию оперативно было доставлено около 40 тепловых пушек со всего города. После просушки ТЭЦ вновь ожила.
Городская администрация тогда не стала широко афишировать этот инцидент, поскольку была твёрдая уверенность, что после подобного руководство нижегородской компании ТГК-6, в чьей собственности находится Владимирская ТЭЦ и магистральные тепловые сети, в бесспорном порядке примет исчерпывающие меры по обеспечению бесперебойной работы собственного оборудования.
Однако, как показали дальнейшие события, этого не случилось.
Две последовавшие за этим происшествием январские аварии на магистральном трубопроводе, на первый взгляд, напрямую не связаны с декабрьским инцидентом, однако, обеспечение рабочего состояния магистрали самым непосредственным образом влияет на все последующие процессы, связанные с теплоснабжением города. Это как в горах: достаточно громко крикнуть, чтобы лавина понеслась вниз, сметая всё на своём пути. Эхо от крика уже растворилось, а страшные последствия лавины и её жертвы — налицо.
В результате двойной аварии на магистральных тепловых сетях (ул.Луначарского и проспект Строителей) был слит теплоноситель в третьей части города Владимира. Огромное число домов остались без тепла. После ликвидации аварий пуск отопления был начат при температуре минус 23 градуса.
Все 49 врезок разводящих тепловых сетей были запущены нормально. Вместе с тем, при пуске теплоносителя на жилые дома произошло его замерзание в трубах небольшого диаметра.
После этого и пошла коммунальная «лавина». Из общего количества разводящих сетей в основном пострадали воздушные (более 8 километров), они просто превратились в лёд. И когда магистраль наконец восстановили и вновь пустили горячую воду, на размороженных воздушных сетях «забили» те самые «гейзеры», которые стало показывать местное ТВ.
Масштаб произошедшего был таким, что ситуация менялась буквально ежечасно, необходимо было все усилия, все ресурсы, каждую минуту использовать исключительно для одной цели: организации аварийно-восстановительных работ максимально в сжатые сроки, чтобы не заморозить город.
Оперативный штаб, возглавляемый главой города, работал круглосуточно. Здесь не просто анализировалась ситуация, отсюда шли конкретные команды, определялись наиболее тяжёлые проблемные участки, куда немедленно перебрасывались дополнительные аварийные бригады. После каждого заседания члены оперативного штаба, включая А.П. Рыбакова, разъезжались по своим участкам, чтобы на месте контролировать ход работ. Фактически в середине зимы, в двадцатиградусный мороз, для одной трети города надо было снова запускать отопительный сезон.
Всего в работе было задействовано более 100 аварийных бригад вместе с прибывшими из городов и районов области. Глава города выражает искреннюю благодарность и городским коммунальным службам, и всем иногородним бригадам, которые в экстремальных условиях оперативно восстанавливали теплоснабжение во Владимире. Одновременно А.П. Рыбаков приносит извинения жителям города за пережитый коммунальный стресс, заверяя, что все его действия в эти дни были направлены только на одно — скорейшее возвращение тепла в квартиры, социальные учреждения, предприятия и организации города.
Вместе с тем он считает ненормальной и абсурдной ситуацию, при которой благополучие сотен тысяч жителей зависит от указанной нижегородской коммерческой структуры, а администрация Владимира не имеет никаких полномочий по контролю за её работой. На данный момент есть все основания полагать, что Владимирский филиал ТГК-6 (ТЭЦ и магистральные сети) не в состоянии обеспечить устойчивый и безаварийный режим теплоснабжения городских потребителей.
У Владимирской ТЭЦ есть инвестиционная программа, которой предусмотрено строительство III-й очереди магистральных сетей во Владимире в качестве резервного варианта подачи тепла в юго-западный район. Строительство велось несколько лет. Осталось проложить последние 1,5 километра. Однако с приходом из Нижнего Новгорода новых владельцев работы фактически прекратились.
На теплоэлектроцентрали всегда были 3 аварийные бригады на случай прорывов на магистральных сетях. Новые нижегородские хозяева, видимо, занялись сокращением персонала. Во всяком случае, одни и те же рабочие занимались ремонтом лопнувшей магистрали сначала на ул. Луначарского, а затем были переброшены на проспект Строителей. Эти люди, без преувеличения — герои, сделавшие всё возможное и невозможное. Но они от чрезмерно большой нагрузки буквально валились с ног, что не могло не сказаться на сроках восстановительных работ.
Техническое обеспечение ТЭЦ на случай аварий, мягко говоря, вызывает сильное недоумение. Когда произошёл первый прорыв магистрали на ул. Луначарского, от ТЭЦ сюда прибыл экскаватор, кран и 2 самосвала . Экскаватор сразу сломался. В срочном порядке, по распоряжению главы города, была собрана необходимая техника с городских предприятий: 2 гидромолота и машина для откачки воды с горводоканала; новый экскаватор, установку для распиливания асфальта — с ОАО «Владимирские коммунальные системы». Время было потеряно.
Сроки ликвидации подобных аварий во многом зависят от быстроты и точности определения места прорыва магистрали. Для этого существуют специальные технические приборы, наличие которых на объектах жизнеобеспечения обязательно. У филиала ТГК-6 такого прибора на момент аварии не оказалось. И это несмотря на то, что во Владимире давно работает предприятие НПП «Электронтехносервис», которое реализует подобные приборы.
К серьезным последствиям привела не первая, а вторая авария на магистральных сетях. Специалисты высказывают мнение, что возможной причиной второй аварии мог быть неправильно рассчитанный технологический режим при пуске горячей воды после ремонта трубы на ул. Луначарского., но однозначно утверждать этого нельзя.
К сожалению, всё вышеперечисленные факты трудно оценить иначе, как безответственность по отношению к жителям Владимира.
Администрация города не собирается оставлять произошедшее без последствий. Вопрос о готовности и способности нижегородской ТГК-6 эффективно управлять процессом обеспечения теплоснабжением владимирцев будет ставиться как на региональном, так и на федеральном уровнях.


Источник:  Управление по связям с общественностью и СМИ
Опубликовано: 04.02.2010 09:20:00

Последнее изменение: 26.07.2011 17:38:34