Муниципально-частное партнерство


Государственно-частное партнерство (ГЧП), муниципально-частное партнерство (МЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашениях заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Минэкономразвития России подготовлены рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в целях обеспечения методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в применении норм законодательства в сфере ГЧП (МЧП) при подготовке и реализации проектов ГЧП (МЧП). В данных рекомендациях проведен анализ существующей законодательной базы в сфере ГЧП и ключевых аспектов ее применения на всех этапах реализации проектов – начиная от его подготовки и заканчивая мониторингом соглашения.

Специальное законодательство о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве состоит из Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», ряда постановлений Правительства РФ:

  • от 31 марта 2015 г. № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения»
  • от 12 декабря 2015 г. № 1366 «Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами»
  • от 3 декабря 2015 г. № 1309 «Об утверждении Правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества»
  • от 30 ноября 2015 г. № 1287 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909»
  • от 4 декабря 2015 г. № 1322 «Об утверждении Правил проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве»
  • от 19 декабря 2015 г. № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства»
  • от 19 декабря 2015 г. № 1388 «Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства»
  • от 19 декабря 2015 г. № 1387 «О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве»
  • от 30 декабря 2015 г. № 1514 «О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определение их сравнительного преимущества»
  • от 30 декабря 2015 г. № 1490 «Об осуществлении публичным партнером контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве»

и нормативных правовых актов администрации Владимирской области: 

  • постановления администрации Владимирской области от 26.03.2020 № 193  «Об утверждении порядок взаимодействия органов исполнительной власти области и структурных подразделений администрации области при подготовке и реализации проекта государственно-частного партнерства, публичным партнером в котором является Владимирская область»
  • постановления администрации области от 20.04.2016 № 337 «Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться акционерным обществом «Корпорация развития Владимирской области»

Порядок подготовки проектов муниципально-частного партнерства, принятия решений о реализации проектов муниципально-частного партнерства, реализации и мониторинга реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве

В муниципальном образовании город Владимир в пунктах 43.13 и 43.14 статьи 37 Устава города закреплено право администрации города Владимира выступать публичным партнером от имени города Владимира и осуществлять полномочия в сфере муниципально-частного партнерства. Постановлением администрации города от 21.11.2016 № 3639 определен порядок реализации администрацией города полномочий в данной сфере, в соответствии со статьей 9 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.10.2002 № 170 администрация города Владимира выступает Концедентом от имени муниципального образования город Владимир, а также является органом, уполномоченным на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения.

В соответствие с законодательством в городе в настоящее время реализуются 2 концессионных соглашения в отношении систем тепло- и электроснабжения и 3 энергосервисных контракта в целях повышения энергоэффективности городских систем наружного освещения.