Газета "Ковровская неделя"
(Ковров) N1 (843) 6 января 2023 (пятница)
http://kovrov-gorod.ru/newspaper.html
Выпуски газеты "Ковровская неделя" за 2023 год
http://kovrov-gorod.ru/newspaper959.html
Газета "Ковровская неделя" пятница 6 января 2023 года (PDF)
Рубрика "Вернисаж"
Философия кисти Анны Зинковской.
Василий Миронов.
Фото автора.
Двадцать четвертого декабря в Ковровском историко-мемориальном музее
состоялось открытие выставки ковровских художников Олега Шумова
и Анны Зинковской. Их творчество хорошо известно ковровским любителям
изобразительного искусства. А объединение экспозиций вызвано тем,
что в 2022 году каждый из мастеров живописи отметил юбилей.
Часть зрителей получила возможность познакомиться поближе
с авторами и их произведениями. Так, 27 декабря в музее состоялась
творческая встреча Анны Зинковской с посетителями выставки.
Об Анне и её картинах написано и рассказано много.
Тому причина - более пятисот работ, выполненных ей за 33 года творчества.
Отношение к этим картинам неоднозначное. Оно часто поляризуется
до противоположного: от полного восторга до угрюмого неприятия.
Первых, помимо сюжетов, восхищает практически безупречная
эстетика изображений, филигранность и скрупулезная тщательность
каждого мазка. Вторых вводят в замешательство, а порой и пугают
её фэнтезийные образы. Кентавр-олень, человекообразный грифон,
полупрозрачный скорпионо-лев - лишь малая часть персонажей,
рожденных неукротимой фантазией Анны Зинковской.
Как, собственно, они рождаются, художница и рассказала.
Часто ей в голову сразу приходит совершенно готовый сюжет.
Она видит его своим внутренним зрением, остается только перенести на картон.
Проблема лишь в том, что сюжетов таких много. Приходится выбирать,
ибо на каждую работу уходит много времени.
Такая уж манера - требует большой сосредоточенности и старания.
Иной многоопытный и придирчивый глаз определит эту манеру как любительскую.
Что ж, Зинковская и сама с вызывающей гордостью заявляет:
"Никогда, нигде и ни у кого рисовать не училась".
Просто, рассказала она на творческом вечере,
рисовать стала как-то сразу, лет в 17.
И уже буквально через год состоялась её первая
персональная выставка в ДК "Современник".
С тех пор выставок прошли десятки.
Во множестве статей об Анне Зинковской её часто называли
и называют - "художник-самоучка"... Плохое слово "самоучка",
неправильное. В любом случае, всегда учишься сам,
насильно никакой наставник умения в тебя не вобьёт.
"Художник-любитель" - тоже так себе определение.
Какой же он любитель, если этим делом на хлеб себе зарабатывает?
Да и каковы критерии профессионализма? Диплом?
Ну, так у нас тысячи "художников-дизайнеров" с высшим образованием.
И половина из них не способна нарисовать домик с трубой или лошадку.
А Аня может намного больше.
И едва ли не каждой из работ, о которых рассказывала их создательница,
посвящено либо стихотворение, либо сказка. И автор тоже она!
Видимо, действительно, талантливый человек талантлив во всём.
На встрече Анна Зинковская продекламировала несколько стихотворений,
и своих, и сторонних.
Произведения других авторов часто также становятся источником вдохновения
для её картин. В частности, в её рассказе о своем творчестве упомянуты
были Фрэнк Херберт, Майкл Муркок, Натали Хеннеберг, Даниил Андреев.
Фантастика, мифология, сказки разных народов - художница перечитала
огромное количество таких книг, находя в развлекательной, казалось бы,
литературе новые глубинные смыслы. Смыслы эти кистью Анны зашифрованы
в её работах, иногда просто кричаще красивых. Свой подход к живописи
автор объясняет так:
"У произведения обычно много уровней восприятия, и первый - красота внешняя,
без неё остальное зачастую бессмысленно, а смысловых уровней может быть
тоже много".
Гостям выставки Зинковская предложила внимательно всмотреться
в каждую из картин. "Мои картины - не для быстрого взгляда, - говорит она.
- Нужно лишь научиться видеть то, что в них скрыто".
По её словам, там - ничего лишнего, нет даже подписи автора,
ибо каждая мелкая деталь может явиться символом чего-то большого.
И если уж попытаться как-то определить жанр, и котором работает Анна,
легче всего и обозначить его, как символизм.
Действительно, эти дамы в шелках, крылатые звери и металлические розы
вызывают ассоциации со строками Константина Бальмонта или Андрея Белого.
А художественные приёмы Анны напоминают технику мастеров раннего Возрождения.
Что, кстати, можно объяснить: ни Джотто, ни Боттичелли,
как и Зинковская академий не заканчивали. Они сами до всего доходили
и добились многовековой славы, совершив прорыв в живописи.
Наше время иное. Революции в искусстве ожидать не приходится.
Репутацию "знаменитых художников" получают люди,
отнюдь этого не заслуживающие. В закрытом для чужих мире галерейщиков
и искусствоведов славу обретают проходимцы от живописи.
Один как предмет искусства дохлую акулу демонстрирует,
другой табуретки (не шутка!) полжизни рисует малярной кистью...
Другое дело - Анна Зинковская, чьи картины (это вам не табуретки!)
всегда остановят проходящего мимо. Бывает, что какой-то назойливый критик
начинает тыкать в очевидные ему недостатки в её работах,
договариваясь до того, что она - "вообще не художник".
В ответ та, улыбаясь, охотно соглашается: "Да, я не художник, я - философ!".
Что ж, у неё нет академического образования. Но это не помешало Зинковской
создать свой мир - фантастический, яркий, узнаваемый. А зрители, пообщавшись
с Анной, узнали, что и сама она - столь же яркая,
ни на кого не похожая индивидуальность.
P.S. О творчестве Олега Шумова мы расскажем в одном из ближайших номеров.
Встреча зрителей с ним была запланирована на новогодние каникулы.
|