Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].

Газета "Ковровская неделя" (Ковров) N1 (843) 6 января 2023 (пятница)

http://kovrov-gorod.ru/newspaper.html
Выпуски газеты "Ковровская неделя" за 2023 год

http://kovrov-gorod.ru/newspaper959.html
Газета "Ковровская неделя" пятница 6 января 2023 года (PDF)


Рубрика "Вернисаж"

Философия кисти Анны Зинковской.

Василий Миронов.
Фото автора.

     Двадцать четвертого декабря в Ковровском историко-мемориальном музее состоялось открытие выставки ковровских художников Олега Шумова и Анны Зинковской. Их творчество хорошо известно ковровским любителям изобразительного искусства. А объединение экспозиций вызвано тем, что в 2022 году каждый из мастеров живописи отметил юбилей. Часть зрителей получила возможность познакомиться поближе с авторами и их произведениями. Так, 27 декабря в музее состоялась творческая встреча Анны Зинковской с посетителями выставки.

     Об Анне и её картинах написано и рассказано много. Тому причина - более пятисот работ, выполненных ей за 33 года творчества. Отношение к этим картинам неоднозначное. Оно часто поляризуется до противоположного: от полного восторга до угрюмого неприятия. Первых, помимо сюжетов, восхищает практически безупречная эстетика изображений, филигранность и скрупулезная тщательность каждого мазка. Вторых вводят в замешательство, а порой и пугают её фэнтезийные образы. Кентавр-олень, человекообразный грифон, полупрозрачный скорпионо-лев - лишь малая часть персонажей, рожденных неукротимой фантазией Анны Зинковской.

     Как, собственно, они рождаются, художница и рассказала. Часто ей в голову сразу приходит совершенно готовый сюжет. Она видит его своим внутренним зрением, остается только перенести на картон. Проблема лишь в том, что сюжетов таких много. Приходится выбирать, ибо на каждую работу уходит много времени. Такая уж манера - требует большой сосредоточенности и старания.

     Иной многоопытный и придирчивый глаз определит эту манеру как любительскую. Что ж, Зинковская и сама с вызывающей гордостью заявляет: "Никогда, нигде и ни у кого рисовать не училась". Просто, рассказала она на творческом вечере, рисовать стала как-то сразу, лет в 17. И уже буквально через год состоялась её первая персональная выставка в ДК "Современник". С тех пор выставок прошли десятки.

     Во множестве статей об Анне Зинковской её часто называли и называют - "художник-самоучка"... Плохое слово "самоучка", неправильное. В любом случае, всегда учишься сам, насильно никакой наставник умения в тебя не вобьёт. "Художник-любитель" - тоже так себе определение. Какой же он любитель, если этим делом на хлеб себе зарабатывает? Да и каковы критерии профессионализма? Диплом? Ну, так у нас тысячи "художников-дизайнеров" с высшим образованием. И половина из них не способна нарисовать домик с трубой или лошадку. А Аня может намного больше.

     И едва ли не каждой из работ, о которых рассказывала их создательница, посвящено либо стихотворение, либо сказка. И автор тоже она! Видимо, действительно, талантливый человек талантлив во всём. На встрече Анна Зинковская продекламировала несколько стихотворений, и своих, и сторонних.

     Произведения других авторов часто также становятся источником вдохновения для её картин. В частности, в её рассказе о своем творчестве упомянуты были Фрэнк Херберт, Майкл Муркок, Натали Хеннеберг, Даниил Андреев. Фантастика, мифология, сказки разных народов - художница перечитала огромное количество таких книг, находя в развлекательной, казалось бы, литературе новые глубинные смыслы. Смыслы эти кистью Анны зашифрованы в её работах, иногда просто кричаще красивых. Свой подход к живописи автор объясняет так:

     "У произведения обычно много уровней восприятия, и первый - красота внешняя, без неё остальное зачастую бессмысленно, а смысловых уровней может быть тоже много".

     Гостям выставки Зинковская предложила внимательно всмотреться в каждую из картин. "Мои картины - не для быстрого взгляда, - говорит она. - Нужно лишь научиться видеть то, что в них скрыто". По её словам, там - ничего лишнего, нет даже подписи автора, ибо каждая мелкая деталь может явиться символом чего-то большого. И если уж попытаться как-то определить жанр, и котором работает Анна, легче всего и обозначить его, как символизм. Действительно, эти дамы в шелках, крылатые звери и металлические розы вызывают ассоциации со строками Константина Бальмонта или Андрея Белого. А художественные приёмы Анны напоминают технику мастеров раннего Возрождения. Что, кстати, можно объяснить: ни Джотто, ни Боттичелли, как и Зинковская академий не заканчивали. Они сами до всего доходили и добились многовековой славы, совершив прорыв в живописи.

     Наше время иное. Революции в искусстве ожидать не приходится. Репутацию "знаменитых художников" получают люди, отнюдь этого не заслуживающие. В закрытом для чужих мире галерейщиков и искусствоведов славу обретают проходимцы от живописи. Один как предмет искусства дохлую акулу демонстрирует, другой табуретки (не шутка!) полжизни рисует малярной кистью...

     Другое дело - Анна Зинковская, чьи картины (это вам не табуретки!) всегда остановят проходящего мимо. Бывает, что какой-то назойливый критик начинает тыкать в очевидные ему недостатки в её работах, договариваясь до того, что она - "вообще не художник". В ответ та, улыбаясь, охотно соглашается: "Да, я не художник, я - философ!". Что ж, у неё нет академического образования. Но это не помешало Зинковской создать свой мир - фантастический, яркий, узнаваемый. А зрители, пообщавшись с Анной, узнали, что и сама она - столь же яркая, ни на кого не похожая индивидуальность.

     P.S. О творчестве Олега Шумова мы расскажем в одном из ближайших номеров. Встреча зрителей с ним была запланирована на новогодние каникулы.





Хостинг от uCoz