Газета "Знамя труда"
(Ковров) 09-04-1991
Рубрика "Культурная жизнь"
Дебют.
Параллельно с экспозицией состоялся дебют
начинающей самодеятельной художницы А.Зинковской.
Признаюсь, поначалу не хотелось выносить на открытый разговор
обсуждение творчества юного автора. Вопрос весьма деликатный,
но дело в том, что показанное превышает уровень частного случая.
Многие молодые берутся за карандаш и кисть, окончательно не уяснив
- во имя чего они это делают. Очень важно в какой-то момент суметь
остановиться, задуматься над своей мировоззренческой позицией и,
может быть, заново пересмотреть свое видение окружающего мира.
Поэтому речь не столько о мастерстве, стиле, манере (об этом говорить
пока рано), а больше о восприятии окружающего мира молодым автором.
Мнения, отзывы об экспозиции А.Зинковской так же пестры и несхожи,
как люди, которым они принадлежат. Вот две крайние оценки. Пишет
инженер, любитель живописи: "Отрадно видеть работу души Вашей..."
И мнение профессионального художника: "Это не искусство!" Как говорится
- "лед и пламень", но каждый из них посвоему, субъективно прав.
Первого привлекает неординарность мышления, непривычность сюжетных
решений, броскость насыщенно-красочной палитры. Другого шокирует
несовершенство рисунка, неведение элементарных и священных заповедей
искусства и веками складывавшихся правил. Но так судить можно лишь
о художнике уже состоявшемся, в то время как А.Зинковская еще
в начале пути. Она ищет свою, "тропу" в живописи.
Неосознанный потаенный первотолчок может направить молодого
художника не в ту сторону. Подобная тенденция отчетливо
прослеживается у Зинковской.
Разгадку ухода в некий "потусторонний" фантастический мир,
населенный порой невиданными существами ("Мутанты"), можно найти
в авторских подписях работ. Они довольно пространны, несколько
претенциозны и включают в себя имя писателя, название его
произведения (навеявшего сюжет) и даже наименование музыкальной
группы, под аккомпанемент которой писалась картина.
Что касается жанрового и чисто сюжетного подхода, у автора явная
путаница. Попробуем с этой точки зрения проанализировать некоторые
работы. "Золотое сердце" невольно ассоциируется с картиной
Сальвадора Дали "Христос" (заимствована?). Центральную позицию
занимает огромное сердце, но отнюдь не "золотое", а скорее
из анатомического атласа. Знать анатомию художнику, безусловно,
необходимо, но натуралистическое изображение внутренних органов
не всегда эстетично на холсте.
В роботе "Весна" мы узнаем двух героев древнегреческой мифологии:
богиню воительницу Афину, идущую об руку с Амуром (Эротом).
Богиня войны и Бог любви в союзе?.. Как символ еще можно допустить,
и то в плакате, а вот с точки зрения мифологии вряд ли совпадает.
В вольном трактовании даже мифологии должен соблюдаться
определенный такт.
Наконец, одна из графических работ - "Натюрморт с головой". Здесь,
по-моему, автор явно не в ладу с подлинным пониманием жанра
"натюрморт". Пусть в буквальным переводе на русский "натюрморт"
читается как "мертвая природа", но это не означает, что полотна
художника должны иллюстрировать стол патологоанатома. Отсеченная
голова в "натюрморте" очень напоминает голову пророка на рисунке
художника О.Бердслея "Награда за танец" из серии "Саломея".
Но там законченный сюжет на библейскую тему. Отдельно же
изображенная голова выглядит весьма патологично, а натюрморт
всегда был и остается одним из жизнерадостных и красочных жанров.
Можно понять автора с точки зрения нашего трагически-странного
времени. На каждом из нас лежит его отпечаток, каждый так или
иначе мучительно пытается определить свое место в настоящем.
Хочется верить, что А.Зинковская в свои 18 лет сумеет увидеть
мир иными глазами, ведь глаза художника "это не только зеркало
души, это проникновенное сияние мысли". Безусловная одаренность
юной художницы тому порукой. Ну, а критические замечания автора
нужно воспринять как добрый совет, данный с верой в то, что будущие
работы художницы порадуют зрителя своим обращением к светлым,
жизнеутверждающим сторонам бытия.
И. Тылин
|