Вернуться на [главную страницу]. Вернуться на [предыдущую страницу].

Газета "Знамя труда" (Ковров) 09-04-1991

Рубрика "Культурная жизнь"

Дебют.

     Параллельно с экспозицией состоялся дебют начинающей самодеятельной художницы А.Зинковской.

     Признаюсь, поначалу не хотелось выносить на открытый разговор обсуждение творчества юного автора. Вопрос весьма деликатный, но дело в том, что показанное превышает уровень частного случая. Многие молодые берутся за карандаш и кисть, окончательно не уяснив - во имя чего они это делают. Очень важно в какой-то момент суметь остановиться, задуматься над своей мировоззренческой позицией и, может быть, заново пересмотреть свое видение окружающего мира. Поэтому речь не столько о мастерстве, стиле, манере (об этом говорить пока рано), а больше о восприятии окружающего мира молодым автором.

     Мнения, отзывы об экспозиции А.Зинковской так же пестры и несхожи, как люди, которым они принадлежат. Вот две крайние оценки. Пишет инженер, любитель живописи: "Отрадно видеть работу души Вашей..." И мнение профессионального художника: "Это не искусство!" Как говорится - "лед и пламень", но каждый из них посвоему, субъективно прав.

     Первого привлекает неординарность мышления, непривычность сюжетных решений, броскость насыщенно-красочной палитры. Другого шокирует несовершенство рисунка, неведение элементарных и священных заповедей искусства и веками складывавшихся правил. Но так судить можно лишь о художнике уже состоявшемся, в то время как А.Зинковская еще в начале пути. Она ищет свою, "тропу" в живописи.

     Неосознанный потаенный первотолчок может направить молодого художника не в ту сторону. Подобная тенденция отчетливо прослеживается у Зинковской.

     Разгадку ухода в некий "потусторонний" фантастический мир, населенный порой невиданными существами ("Мутанты"), можно найти в авторских подписях работ. Они довольно пространны, несколько претенциозны и включают в себя имя писателя, название его произведения (навеявшего сюжет) и даже наименование музыкальной группы, под аккомпанемент которой писалась картина.

     Что касается жанрового и чисто сюжетного подхода, у автора явная путаница. Попробуем с этой точки зрения проанализировать некоторые работы. "Золотое сердце" невольно ассоциируется с картиной Сальвадора Дали "Христос" (заимствована?). Центральную позицию занимает огромное сердце, но отнюдь не "золотое", а скорее из анатомического атласа. Знать анатомию художнику, безусловно, необходимо, но натуралистическое изображение внутренних органов не всегда эстетично на холсте.

     В роботе "Весна" мы узнаем двух героев древнегреческой мифологии: богиню воительницу Афину, идущую об руку с Амуром (Эротом). Богиня войны и Бог любви в союзе?.. Как символ еще можно допустить, и то в плакате, а вот с точки зрения мифологии вряд ли совпадает. В вольном трактовании даже мифологии должен соблюдаться определенный такт.

     Наконец, одна из графических работ - "Натюрморт с головой". Здесь, по-моему, автор явно не в ладу с подлинным пониманием жанра "натюрморт". Пусть в буквальным переводе на русский "натюрморт" читается как "мертвая природа", но это не означает, что полотна художника должны иллюстрировать стол патологоанатома. Отсеченная голова в "натюрморте" очень напоминает голову пророка на рисунке художника О.Бердслея "Награда за танец" из серии "Саломея". Но там законченный сюжет на библейскую тему. Отдельно же изображенная голова выглядит весьма патологично, а натюрморт всегда был и остается одним из жизнерадостных и красочных жанров.

     Можно понять автора с точки зрения нашего трагически-странного времени. На каждом из нас лежит его отпечаток, каждый так или иначе мучительно пытается определить свое место в настоящем.

     Хочется верить, что А.Зинковская в свои 18 лет сумеет увидеть мир иными глазами, ведь глаза художника "это не только зеркало души, это проникновенное сияние мысли". Безусловная одаренность юной художницы тому порукой. Ну, а критические замечания автора нужно воспринять как добрый совет, данный с верой в то, что будущие работы художницы порадуют зрителя своим обращением к светлым, жизнеутверждающим сторонам бытия.

И. Тылин



Хостинг от uCoz